Минпросвещения России, Рособрнадзор и Совет по вопросам проведения итогового сочинения принял решение об изменении с 2022/23 учебного года подхода к формированию комплектов тем итогового сочинения: они будут формироваться из закрытого банка тем итогового сочинения.
В 2022/23 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые использовались в прошлые годы (их более полутора тысяч). В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами.
СТРУКТУРА
ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Комплекты тем итогового сочинения с 2022/23 учебного года формируются из
закрытого банк тем итогового сочинения. Он включает более полутора тысяч тем
сочинений прошлых лет.
Ниже перечислены названия разделов и подразделов банка тем итогового
сочинения.
No Разделы и подразделы
1 Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы
и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.
2 Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
3 Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
В 2022/23 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут собираться
только из тех тем, которые использовались в прошлые годы. В дальнейшем закрытый
банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами.
В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из
каждого раздела банка:
Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека»
КОММЕНТАРИИ К РАЗДЕЛАМ
ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела:
¾ связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации
нравственного выбора;
¾ нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах,
сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
¾ касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках,
их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
¾ позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути,
значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
¾ побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков
литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела:
¾ связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа,
поколения, эпохи;
¾ нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях
и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
¾ касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности
сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
¾ позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём
вкладе в общественный прогресс;
¾ побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об
общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития
общества.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела:
¾ связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими
проблемами, вопросами экологии;
¾ нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности
художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях
или интересах в области искусства и науки;
¾ касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения
великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с
юбилейными датами);
¾ позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность
исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;
¾ побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях
развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.